«WAKE UP!»
Дедушка Ленин в работах современного художника
Алексея Азарова

14.03.21


В начале февраля на «Винзаводе» — Центре современного искусства — в 11.12 GALLERY открылась выставка молодого российского художника Алексея Азарова. В центре его последних работ — всем известный вождь пролетарской революции, попавший в современный мир.


Алексей Азаров — художник и дизайнер. О его биографии известно не так много. Он родился в 1975 году в посёлке недалеко от Архангельска. Несмотря на то, что профессиональная деятельность художника сконцентрирована

в области графического дизайна (в числе его работ компьютерная анимация и оформление новостных и аналитических телепрограмм), уже с начала 2000-х годов он занимается станковой живописью. Сейчас картины с его авторской печатью «AZART» находятся во многих частных коллекциях и музейных фондах.


В своих работах Алексей создаёт сатирические образы, в которых отражаются различные социально-политические события, а также абсурдность повседневности. Некоторые серии вдохновлены его личными воспоминаниями, образами поп-культуры, или же идеальными воображаемыми мирами автора. Говоря про стиль, стоит отметить, что он представляет собой живопись, смешанную с техникой стрит-арта. Кроме того, иногда Азаров любит использовать сусальное золото для достижения эффекта нарочито «коммерческого искусства», обращающегося

к идеям старого доброго уорхоловского поп-арта.


Алексей Азаров

О выставке
«Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить»
Свой новый проект «Wake Up!» художник представил
в 11.12 GALLERY — одной из ведущих московских галерей современного искусства, специализирующейся на российских художниках. Она расположена на территории старейшего московского комбината виноградных
и десертных вин, бывшего пивоваренного завода «Московская Бавария». В конце XX века комбинат закрыл производство, и в 2007 году на территории завода открылся Центр современного искусства «Винзавод». Сегодня «Винзавод» является первым и самым большим частным центром современного искусства в России, объединяющим галереи, образовательные программы, студии, мастерские и шоу-румы.
Самый первый вопрос, который посетит каждого: о чём выставка? Да, из названия поистине сложно сразу сказать, что же тебя будет ждать в галерее: кровати? Будильники? Может, какая-нибудь инсталляция с огромными закрытыми глазами? Нет. Герой выставки — Владимир Ильич Ленин, чья фигура более, чем за 100 лет, успела обрасти огромным количеством легенд. Вокруг образа «вождя», в том числе и благодаря Михаилу Зощенко, написавшему в далёком 1940-м сборник рассказов для детей о добром дедушке, возникло множество выдуманных историй и шуток, которые современному человеку не так просто считывать, отчего и размылась грань между правдой и вымыслом. Сегодня для многих Владимир Ильич давно не вершитель судеб пролетариата, как был когда-то для наших мам, пап и старших родственников, а добрый бородатый старичок, походящий на героя мультфильма, — конечно, не без особенностей. Ведь не просто так на Никольской улице мы из года в год можем встретить отчаянных двойников-пародистов, не упускающих возможность нажиться на очарованных туристах.
ИДЕЯ
«У нас с Александром Шаровым (владельцем 11.12 Gallery) возникла концепция цикла работ Wake Up!, где Ильич, проснувшись и потянувшись, выходит из Мавзолея в наши дни, и тут его могут ждать самые непредсказуемые приключения. Сложно представить, чтобы такое событие, как пробуждение вождя, сегодня не осветили бы блогеры не только страны, но
и всей планеты. Так же как и сам Ленин точно бы получил колоссальные эмоции от столетней разницы в нынешнем устройстве жизни», — рассказал Азаров о замысле, зародившемся ещё осенью 2020.



Этой зимой лозунг «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить» приобрёл уже совсем другое значение, выраженное в ярких работах художника. Алексей создаёт новую альтернативную историю, встраивая легендарный образ вождя революции в современные реалии: показывает его гуляющим по музею, где он рассматривает свои портреты; сдающим пустующий Мавзолей в аренду или сидящим на программе «Вечернего Урганта». Кстати, изображение последнего полотна украсило московский выпуск газеты «Metro» от 12 февраля с заголовком «Ленин вернулся почти через 100 лет».

Выставка находится в небольшом и, как и полагается для галерей, светлом помещении. Пространство организовано свободно, все объекты, большую часть из которых составляют холсты, расположены на белых стенах. На полу буквой «Т» растянута красно-зелёная ковровая дорожка. Всего представлена 21 работа, 5 из которых не имеют названия. Здесь Ленин и на гироскутере, и в образе Ван Гога, и с грибом на плече и вместо головы.

Многие наверняка слышали имя Ильича в сочетании с грибом, но не все задумывались откуда это вообще взялось. Это полотно заставляет вспомнить о телевизионном сюжете-мистификации под названием «Ленин — гриб», подготовленном музыкантом Сергеем Курёхиным и журналистом Сергеем Шолоховым и впервые показанном в 1991 году. Содержание строится на основе интервью, которое Шолохов брал у Курёхина, и с одного ракурса представляет собой попытку высмеять «сакральный образ» вождя, а с другого — сатиру на псевдонаучные телепередачи и репортажи. Создатели передачи с серьёзным видом подали как истину некий миф, согласно которому Ленин в больших количествах употреблял галлюциногенные грибы и сам в результате превратился в гриб. Эта абсурдность нашла место на холстах Азарова, напоминающего нам об этом стёбном сатирическом сюжете, выпущенном в самый разгар гласности.

«Груздь»

Вряд ли стоит спорить с тем, что автору метко и иронично удалось вписать Ленина в нашу современную действительность: то он попивает чай, глядя в iMac и имея за спиной серебряную кнопку от «YouTube», что позволяет предположить, что дедушка уже и блогером побывать успел; то сидит в клубе у барной стойки с какой-то карикатурной девушкой с глубоким декольте; то при помощи футуристичного аппарата с пропеллерами летает над московскими небоскрёбами на грязно-жёлтом небе (или золотом?). Примечательно, что ни на одной из картин Владимир Ильич не изменяет своему стилю — везде облачён в строгий тёмный костюм с рубашкой и галстуком.

Выставку однозначно стоит рекомендовать тем, у кого с чувством юмора и отношением к истории всё в порядке.
Отвязных коммунистов, может, она и сумеет оскорбить, однако, всё весьма неоднозначно. Возможно, напротив, им станет симпатична идея автора «возродить» вождя, сделать его ближе к нам, нашему времени, нашим привычкам и быту.
Кто-то же может посчитать такое «сближение» вредным для неокрепших умов, которые после этого не смогут относиться
к данной исторической фигуре серьёзно. Однако искусство на то и искусство, оно не способно угодить всем, поэтому каждый сам выбирает, что ему по вкусу: пейзажный гиперреализм в Третьяковке или смелый андеграунд в галереях
арт-пространств.

Анастасия Зайцева

«Над Москвой»

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website